В проекте «Помеха в пейзаже» Аня Марченкова собирает наметки теоретической модели, направленной на расшатывание человекоцентричного восприятия. Визуальный и символический центр проекта — фотография, изображающая фрагмент уральского леса, в котором присутствует чужеродный элемент — строительная сетка, мягко опутывающая корни деревьев, сливаясь с листвой и переливаясь зеленью. Природа индустриального Урала существует в условиях постоянного механического, химического, прямого и опосредованного воздействия человека. Здесь она выступает в качестве контекста, в котором проявляются сформулированные Аней понятия — элементы ее теоретической модели: масштабирование, мистификация, мерцание. 

Применение временного и размерного масштабирования помогает ощутить перспективу за пределами человеческих методов эмпирического познания. Присутствие в человеческой оптике «слабых мест» приводит к возникновению мистификаций — неуверенные в достоверности видимого и чувствуемого, мы заполняем пробелы в восприятии вымыслом. Средства цифрового воспроизводства изображений ускоряют темпы множения мистификаций, и те сливаются в мерцании. Мерцание окутывает нас светом от мониторов, рекламы и светодиодных ламп. Применим масштабирование: от нуля к единице и обратно, от жизни к смерти, и снова к жизни — все оказывается подчинено монотонному замкнутому движению. 

Частью выставки является небольшая фотокнига, в которой «22 тезиса о Природе» американского философа Стивена Шавиро сопровождаются фотографиями Ани. У снимков разнообразное содержание, но их объединяет отрешенность людей на портретах, их одиночество в пространстве, пустынность пейзажей и интерьеров. При этом фотографии не иллюстрируют «тезисы»; иронизируя над меланхолией антропоцентризма, художница намеренно создает патетичные и несогласованные сочетания текста и изображения.

Исследования фотографического